Новость о том, что Яндекс покупает «Тинькофф» стала одной из самых обсуждаемых на прошлой неделе в мире финансов. Председатель Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов, главный научный сотрудник СПбГУ Виктор Достов рассуждает о том, к чему это приведет, и поглотит ли Яндекс финансового гиганта России – Сбербанк, передает Forbs.
Достов назвал сделку Яндекса и TCS Group в 5,5 млрд долларов «прекрасной синергией».
«Тинькофф» ожидает быстрый рост аудитории. Это случалось с большинством компаний, купленных Яндексом, – убежден эксперт.
Здесь, по мнению Достова, сыграют свою роль рекламные потоки, обсуждения в СМИ и быстрая интеграция. Он напомнил, что когда в 2002 году Яндекс купил проект PayCash и превратил его в «Яндекс.Деньги», то клиентская база удвоилась за месяц.
Эксперт прогнозирует увеличение карточной аудитории «Тинькоффа» в полтора-два раза. Кроме того, бурное развитие получит и проекты «Тинькофф. Ивнестиции» и «Тинькофф. Страхование».
«Сейчас большинство крупных российских игроков в финансовой и нефинансовой сфере стремятся по корейскому примеру создавать чеболи – финансово-промышленные группы. В онлайн-пространстве это идет особенно быстро и эффективно», – отметил Достов.
Эксперт также предполагает, что Яндекс может замахнуться на создание розничного игрока, равного Сбербанку. Но пока, по словам Достова, отрыв «Тинькоффа» от «Сбера» очень велик, и конкуренции между ними пока нет. Чтобы преодолеть отставание, «Тинькоффу» нужно стать банком для юрлиц.
Однако расклад может изменить регулятор.
«Если регулятору удастся побороть зарплатное рабство и разобраться окончательно с комиссиями в СБП, то от этого выиграет как раз «Тинькофф», который люди все чаще выбирают в качестве зарплатной карты», – отметил Достов.
Также эксперт считает, что нужно брать в расчет и антимонополистический настрой ЦБ, ведь регулятор уже много раз выступал против появления крупных экосистем на основе банков.
По мнению Достова, альянс Яндекса и «Тинькоффа» является более цифровым в сравнении со Сбербанком, и это идет им на пользу. Однако Сбербанк может в короткие сроки наверстать разрыв. Другие крупные банки тоже не будут сидеть, сложа руки, предупреждает Достов. Кроме того, заявить о себе может и Mail.ru, «который теперь будет вынужден или войти в более плотный контакт со «Сбером» или диверсифицировать своих финансовых партнеров».