Алроса – российская государственная компания, мировой лидер по добыче алмазов.
На долю компании приходится 28% мировой и 95% российской добычи. То есть каждый четвертый бриллиант из тех, что продаются сейчас в мире, был найден в России.
Активы Алросы удачно расположены географически, благодаря чему надежно защищены от возможных посягательств недружественных стран: компания добывает алмазы на месторождениях в Якутии и Архангельской области.
Еще Алросе принадлежит доля 41% в ангольской компании Catoca (Африка), которая добывает 6% алмазов мира.

Кому нужны алмазы?
Благодаря редкости и красоте, бриллианты до сих пор остаются самыми дорогими драгоценными камнями. Аналитики Market Power подчеркивают: примерно три четверти – если считать по весу – всех добываемых в мире алмазов используются для изготовления ювелирных украшений.
Мелкие алмазы недостаточно высокого для ювелиров качества нашли применение в промышленности. Их используют для изготовления ножей, свёрл и резцов. Алмазный порошок и пыль используют для изготовления режущих и точильных кругов, шлифовальных насадок буровых машин. Но в денежном выражении продажи алмазов «промышленного качества» составляют лишь несколько процентов от общего объема.
Мировой спрос на алмазы растет медленно. Три четверти спроса на ювелирные изделия с бриллиантами обеспечивают покупатели из США и Китая. Даже небольшое снижение спроса во время рождественских распродаж способно нарушить равновесие рынка и вызвать рост запасов непроданных бриллиантов, а потом и снижение цен.
Поэтому крупнейшие производители алмазов сокращают объемы своих продаж в периоды слабого спроса, не позволяя ценам на бриллианты упасть. Такая стратегия называется «Price over volume», то есть «Цены важнее, чем объем продаж».
Конкурентные преимущества Алросы
Мировой рынок алмазов довольно консолидирован. Три компании – Алроса, De Beers и Rio Tinto – вместе контролируют 60% мировой добычи алмазов.
И в этом, по мнению аналитиков Market Power, заключается первое мощное конкурентное преимущество Алросы. У российской компании крупнейшие в мире разведанные запасы – 628 млн карат.

Есть у Алросы еще одно конкурентное преимущество. Половину алмазов Алроса добывает дешевым открытым способом, поэтому ее рентабельность в 1,5 раза выше, чем средняя по отрасли.
Как и все экспортеры, от падения рубля компания только выиграет, поскольку 90% выручки компания получает в валюте, а 80% ее затрат – в рублях.
Законодательных запретов импорта российских алмазов в Европу пока нет, однако европейские бренды ювелирных украшений начали отказываться от закупок наших бриллиантов. Кроме того, Алроса – госкомпания, и вероятность внесения ее в санкционные списки довольно велика. Но даже если это случится, и ни один наш алмаз не просочится за западную границу, есть еще Израиль, ОАЭ, Китай и Индия. Даже если расчеты в долларах будут прикрыты, страны найдут способ рассчитаться с Алросой.

Что будет с Алросой в случае глобального мирового экономического кризиса? История показывает, что государство готово подставить плечо Алросе. Market Power напоминает: в 2009 году, когда по всем понятным причинам случился спад продажи продукции, правительство РФ поддержало компанию, выкупив алмазов на $1,4 млрд.
Риски компании
Один из главных рисков, который дамокловым мечом нависает над любой горнодобывающей компанией, – возможные аварии на объектах. Алроса – не исключение.
В августе 2017 года в результате прорыва воды из карьера была затоплена шахта рудника трубки «Мир». Вклад шахты «Мир» в добычу алмазов Алросы до аварии составлял 9%. Добыча алмазов на шахте после аварии была прекращена, и если и будет возобновлена, то не ранее 2028 года.
Кроме того, в долгосрочной перспективе всем алмазодобывающим компаниям грозит обострение конкуренции с искусственно выращенными алмазами.
В 1953 году физики впервые сумели превратить графит в алмаз. Для этого вещество подвергли нагреванию до 3000 градусов при давлении 130 тыс. атмосфер. Так появились «искусственно выращенные алмазы». По структуре и свойствам они полностью аналогичны природным. Но в рознице искусственные алмазы стоят в 2 раза дешевле, чем природные, а при оптовых продажах разница в цене может быть до 80%.
Регуляторы как могут защищают алмазодобывающие компании: продавать искусственные алмазы можно лишь четко указав, что камень не добыт в природе. Но есть ли смысл платить в 2 раза больше за бриллиант природного происхождения? Это решать потребителю.
Резюме
По мнению аналитиков Market Power, Алроса – надежная компания, разориться которой не грозит ни при каком раскладе. Ее товар был и будет востребован во все времена, и даже если Европа и США массово откажутся от российских алмазов, рынок сбыта компания найдет без труда.
Алроса – это крупный экспортер, который только выиграет от ослабления рубля. Плюс компания платит стабильно высокие дивиденды, а значит – это надежный соратник инвестора в непростые времена.
Следите за новостями рынка инвестиций в телеграм-канале Market Power и смотрите еженедельные обзоры самых горячих компаний на нашем YouTube-канале.
* Партнерский материал.

Курс доллара (USD)
Отзыв о сайте