Обсуждение экономической интеграции России и Беларуси ведется уже более 20 лет. Однако за последние пару лет переговоры о «тесном» сотрудничестве серьезно продвинулись. На днях стало известно, что обе страны намереваются перейти на единые Налоговый и Гражданский кодексы. Если верить источникам раздобывшего эту информацию «Коммерсанта», сближение намечено на январь 2021 года.
Что получит от такой интеграции Россия?
Помимо частичного объединения законодательства, у России и Беларуси будет общая внешняя торговля, учет собственности и банковская система. При этом у каждой страны сохранится собственный центробанк. Также планируется создание единых рынков нефти, газа и электроэнергии, а также совместное госрегулирование отраслей.
Предполагается, что такая интеграция приведет к формированию конфедеративного государства России и Беларуси к 2022 году. То есть, уровень интеграции будет значительно выше, чем в Евросоюзе. Однако возникает вопросы: зачем это нужно обеим странам? С Беларусью вроде понятно, ведь экономика западных соседей в 29 раз меньше российской. Но какие плюсы от этого получит Россия?
С экономической точки зрения, России будут выгодны условия из-за совместной регуляции рынка нефти. Директор Института международной экономики и финансов ВАВТ Минэкономразвития Александр Кнобель в интервью Национальной службе новостей заявил, что такая интеграция обнулит российские экспортные пошлины.
«Что касается рынка нефти и газа, то, в договоре о российском союзе прописано, что уже через несколько лет должен быть единый рынок нефти и газа. А то, что в России налоговый маневр осуществляется в нефтегазовом секторе, уже обуславливает то, что никаких проблем с построением единого рынка нефти не будет, поскольку экспортные пошлины российские будут обнулены. Соответственно они будут нулевые как при поставках в Беларусь, так и при поставках в страны Европы. В этом смысле Беларусь будет покупать у нас нефть по тем же ценам, что мы продаем нефть в страны Европы, в Китай и в другие страны дальнего зарубежья. Поэтому я не вижу давления какого-то на российскую экономику», – заверил Кнобель.
К тому же интеграция позволит России получить мощное сельское хозяйство Беларуси, что могло бы сильно улучшить ситуацию с качеством продуктов и снизить расходы на импорт сельской продукции.
Читайте также: Греф обвинил правительство в неготовности к новому кризису
Объединение двух стран имеет плюсы и с военной точки зрения. В первую очередь это позволит России располагать свои военные базы ближе к Европе, взаимоотношения с которой все еще напряжены.
Насколько реально объединение двух государств?
Существует мнение, что подобная интеграция – прямой шаг к окончательному объединению двух стран. Но в то же время президент Беларуси Александра Лукашенко недавно заявлял, что подобное маловероятно, поскольку население его страны настроено на сохранение суверенитета. Если провести референдум по объединению с Россией, 98% белорусов будут против, отмечал Лукашенко.
Но насколько вообще реальна такая интеграция, тем более в столь сжатые сроки? Большинство политологов считают, что СМИ раздувают из мухи слона. Российские и белорусские аналитики сошлись во мнениях, что в современных реалиях объединение двух стран невозможно.
Собственный корреспондент Новой газеты по Беларуси Ирина Халип еще в марте 2019 года говорила, что близкая интеграция с Россией не входит в планы Лукашенко.
«Здешние жители уже давно поняли: Александр Лукашенко — гарант разве что собственного благополучия и собственной безопасности, а это возможно лишь в независимой республике. Пока, во всяком случае, возможно. Так что добровольное объединение с торжественным парадом на Красной площади и выборами главы нового государства исключено из повестки», – заключила Халип.
Силовое присоединение также невозможно, поскольку в Беларуси нет очагов «русского мира». А захватывать целое государство в нынешнее время просто нереально и невыгодно для России как политически, так и экономически.
Белорусские политобозреватели так и вовсе не верят в глубокую интеграцию. Аналитик TUT.BY Артем Шрайбман полагает, что российские СМИ сильно преувеличили, описывая проект интеграции как что-то более крупное, чем в ЕС.
«Якобы есть договоренность о едином налоговом кодексе к 2021 году. При этом каждая страна сохраняет свой бюджет и свои налоговые службы. То есть речь просто о переписывании национальных законов под одну модель», – заключает Шрайбман, добавляя, что переделать такие документы за полтора года невозможно.
Скорее всего, у Беларуси и России просто будет единый подход к налогообложению «или еще какой-то такой абстракцией», считает политолог. По сути это ничего не поменяет, поскольку такая практика существует и сегодня.
Читайте также: Трамп готовится к войне с Ираном. К чему приведет паника вокруг нефти?
Больше всего вопросов вызывает единая регуляция нефтяного рынка. Основной проблемой является то, что стороны не смогут договориться о доле вовлеченности каждой. Эксперт полагает, что если Беларусь и Россия будут «на равных, это не примет Москва». Если пропорционально весу экономики (то есть, Россия будет доминировать), тогда Беларусь будет против. Следовательно, найти компромисс вряд ли получится, резюмировал Шрайбман.
Чем в итоге закончится вся история и будет ли подобная глубокая интеграция двух государств, покажет время.