Ежегодно российский бюджет недополучает около 58 млрд рублей из-за налоговых нарушений. Еще 52 млрд в 2020 году пришлись на незаконный вывод средств за границу, передает Lenta.ru. Однако российские власти с каждым годом все больше и больше ужесточают налоговое законодательство, чтобы вывести бизнес из тени.
Конец офшорам?
Один из самых распространенных способов уйти от уплаты налогов – это использование офшоров. Схема работает так: специально созданным зарубежным компаниям перечисляется оплата за несуществующие товары и услуги, уменьшающая базу по налогу на прибыль, взимаемому на родине. Таким образом, фирмы сохраняют большую часть прибыли нетронутой, ведь в России она бы облагалась налогом в 20%.
Еще одна серая схема, когда фирмы пытаются избежать двойного налогообложения (СИДН). К концу прошлого года у России было 85 таких договоров с независимыми странами и юрисдикциями, большинство из которых заключались еще в 1990-х. Согласно условиям СИДН, ставка налога на прибыль снижается 5-10%. Чтобы рассчитывать на льготы, получатель средств должен владеть хотя бы десятипроцентной долей в российском предприятии. Перечисляемые за рубеж проценты по кредитам и облигациям в рамках СИДН и вовсе освобождаются от налога в стране-источнике выплаты.
Чтобы не давать бизнесу возможности уходить от налогов, власти в 2019 году ввели понятие фактического получателя дохода (ФПД). Это значит, что льготы можно получить только непосредственный адресат выплат, который является резидентом иностранного государства. Важное условие – у этой страны должно быть соглашение с Россией о СИДН. Если эти условия не соблюдены, то фирмы придется заплатить стандартный российский 20% налог.
В 2020 году правила были еще больше ужесточены. Так, к примеру, в Кипре, Мальте и Люксембурге дивиденды и проценты теперь облагаются по ставке в 15%. Нидерланды на такие условия не пошил, поэтому Россия расторгнула соглашение с этой страной.
Фактические новые правила сделали офшоры в бесполезными.
Фирмы-однодневки уже прошлом?
Еще один популярный способ избежать взносов в казну государства – это подставные фирмы, задача которых создать видимость законных оснований для применения налоговых льгот.
Как правило, поблажки со стороны властей бывают двух видов: признание за предприятием дополнительных расходов для занижения чистой прибыли и повышенного «входящего» НДС.
Экономисты называют эти структуры-прокладки «золотой схемой российского бизнеса» и главным драйвером налоговой оптимизации в стране.
Однако и здесь были приняты необходимые меры борьбы с серыми схемами: федеральная налоговая служба (ФНС) внедрила электронный сервис АСК НДС-2 (Автоматизированная система контроля за возмещением НДС). Принцип его работы заключается в том, что система отслеживает и анализирует данные из расширенных деклараций по всем совершаемым в стране экономическим операциям. Они стекаются в дата-центр в подмосковной Дубне, где в автоматическом режиме выявляются фиктивные сделки.
Эксперты прозвали данную технологию «всевидящим оком» государства: за последние пять лет доля сомнительных операций с НДС в целом по стране снизилась с 8 до 0,43%.
Борьба с банкротством
Важные изменения в налоговом законодательстве касались вопроса, как фирмы будут отвечать за свои долги перед государствам. Очень часто фирмы просто банкротились, чтобы совсем ничего не платить.
Первый шаг в борьбе с этим был сделан в 2009 году, когда появилось важное понятие контролирующих должника лиц (КДЛ). Поначалу к ним относились только владельцы и руководители, а потом добавились главные бухгалтеры, финансовые директора и все те, кто извлекают выгоду из деятельности фирмы. Для всех этих лиц предусмотрена субсидиарная ответственность, когда долги фирмы взыскиваются из личного имущества КДЛ.
Придется платить по чужим долгам?
Радикальные перемены произошли в 2017-м. Был еще больше расширен перечень лиц, которых суд может признать контролирующими по отношению к должнику. Это могут быть коллеги и однокурсники собственника или руководителя должника, а также лица, имеющие право совершать сделки от его имени по доверенности.
Получается, что отвечать по долгам может кто угодно – все знакомые человека, который признан контролирующим должностным лицом. Изначально в законе упоминались даже родственники, но пленум Верховного суда (ВС) постановил, что их автоматически считать КДЛ все же нельзя, а разбираться нужно в каждом случае отдельно.