Группа «Сбер» год от года разрастается, овладевая все новыми сферами бизнеса – такси, доставка еды… всего более 40 компаний, которые сам банк именует «экосистемой». Недавно стало известно, что Сбер планирует выкупить и два российских СМИ – Lenta.ru и Gazeta.ru – вопреки закону. Зачем это нужно крупнейшему банку России, и к чему может привести такая монополизация, выяснил Bankiros.ru.
Напомним, что в конце октября группа «Сбер» выкупила у бизнесмена Александра Мамута 45% его доли в Rambler Group, тем самым став единоличным владельцем компании. Кроме того, Сбербанк требует миллиард рублей с Ozon, так как ранее планировал купить эту компанию, но договор не был выполнен. А 14 октября стало известно, что глава Сбербанка Герман Греф планирует «обогатиться на вывозе мусора», включив платеж за данные услуги в единую квитанцию за ЖКХ.
По словам финансового аналитика Евгения Марченко, Сбер и дальше будет расширяться, о чем говорит надавний ребрендинг организации.
«Убрав из названия приставку «банк», холдинг обозначил, что больше не позиционирует себя исключительно как финансовую организацию», – рассуждает эксперт.
Он убежден, что расширение сферы деятельности банка связано напрямую с желанием нарастить прибыль и привлечь максимальное количество клиентов, ведь более широкую экосистему сможет создать компания, тем больше каналов продаж в ней окажется.
«Видно, что банк стремится к созданию замкнутой системы, зайдя в которую клиент сможет выполнять наибольшее количество операций. Таким образом, все средства останутся внутри холдинга, что разительно повлияет на прибыль», – сказал Марченко.
Рассуждая о будущем, эксперт отметил, что «со временем Сбер вытеснит большинство мелких компаний». Скорее всего, россияне увидят ситуацию олигополии, где Сбер, Тинькофф и Яндекс поделят рынок между собой.
«Для рядовых клиентов такие замкнутые системы крайне удобны в использовании. Однако со временем это может привести к определенному повышению цен», – предупредил Марченко.
Ведущего аналитик QBF Олег Богданов отмечает, что для развития экосистемы Сбербанку «необходима экспансия в другие сферы»: онлайн-ритейл, доставку еды, медицинские услуги. Здесь Сбер не оригинален, ведь в этом же тренде идет развитие крупных техкорпораций во всем мире.
«Китайская Alibaba стремится вывести на рынок свою платежную систему Ant; российский Яндекс ищет возможности для покупки игрока на финансовом рынке; американский Lift, который специализируется на такси, развивает подразделение по доставке еды», – перечисляет Богданов.
Эксперт уверен, что банк не преследует идею монополизировать рынок, а думает исключительно об эффективности бизнеса.
«Думаю, что клиентам Сбера опасаться нечего, развитие сервисов нашего бывшего Сбербанка вполне логично», – заключил Богданов.