Верховный суд (ВС) назвал повышенные комиссии, которые устанавливают банки по сомнительным операциям своих клиентов, не соответствующими антиотмывочному закону (115-ФЗ). При этом ВС признал законными комиссии, которые удерживают кредитные организации при принудительном закрытии счета подозрительному клиенту. Учитывая такой подход, банкам стоит быть внимательнее в названии комиссий, указывают эксперты.
В первом споре Совкомбанк зачислил средства во вклад физлица, но при этом удержал с него 20% комиссии. Операцию по зачислению крупной суммы от юрлица во вклад физлица банк счел сомнительной. В определении ВС указал, что в антиотмывочном законе «не содержатся нормы, позволяющие кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение».
«Наша задача — сделать жизнь отмывателей невыносимой, донести до них, что мы самый невыгодный банк для их махинаций, поэтому взимание комиссий — это малая толика всех бед однодневок. Такой строгий подход к схемным операциям помогает нам быть одним из самых лояльных банков в плане антиотмывочных процедур по отношению к реальным операциям клиентов», – заявил совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский.
Во втором случае ВС вынес определение по поводу комиссии в размере 10% от остатка по счету за снятие средств, которую удержал Альфа-Банк при отказе в обслуживании сомнительного клиента-юрлица. Банк неоднократно заявлял о подозрительных платежах компании, отказывал в проведении операций и обслуживании. ВС счел действия законными, так как у банка были отдельные тарифы за вывод средств при отказе в обслуживании сомнительным клиентам, и необходимые меры с точки зрения закона банк принял.
Читайте также: Сбербанк подозревает своих клиентов в «отмывании доходов» и не выдает вклады
«В деле Совкомбанка суды исходили из охраняемого правового интереса, то есть смотрели, способствует ли повышенная комиссия защите от сомнительных операций или нет. И пришли к выводу, что комиссия не препятствует проведению операции, лишь дает дополнительный доход банку», — сообщил управляющий партнер "Ренессанс-Lex" Георгий Хурошвили.
Во втором же случае, продолжил эксперт, комиссия взималась уже при закрытии счета, когда в отношении покидающего банк клиента меры по антиотмыву уже не применялись, потому комиссия на защиту правового интереса не влияла.
Отметим, что ЦБ в споры банков и их клиентов по поводу заградительных тарифов предпочитает не вмешиваться, ссылаясь на свободу договора.