По результатам исследования эффективности мобильных банков для малого бизнеса Business Mobile Banking Rank 2017, лучшие приложения в 2017 году сделали Точка Банк, Тинькофф Банк и Модульбанк. В них, кроме широких платежных и информационных возможностей, реализовано управление тарифным планом, настройка уведомлений, работа с налогами и онлайн-чат. Кроме этого, в приложении Тинькофф Банка можно настраивать корпоративные карты, а в приложении Точка Банка есть интерфейс для работы с документами валютного контроля.
В исследовании участвуют мобильные приложения 13 банков, предназначенные для смартфонов на базе iOS и Android. При анализе учитываются все пользовательские задачи, связанные с управлением расчетным счетом, решаемые с помощью мобильного телефона и актуальные для индивидуальных предпринимателей и небольших компаний со штатом до 100 человек.
Состояние рынка
Преимущественно ко всем мобильным банкам, кроме аутсайдеров рейтинга, можно получить доступ без дополнительных действий в интернет-банке, а вход в приложение реализован по короткому коду и отпечатку пальца. В самих приложениях есть возможность отправлять платежи, экспортировать реквизиты и выписку. В мобильном банке Сбербанка и ВТБ24 можно поменять валюту, а в приложениях Альфа-Банка и СКБ Банка есть распознавание счетов на оплату и возможность открыть дополнительный счет и заказать карту.
В рейтингах мобильных банков с точки зрения руководителя небольшой компании уверенно лидирует Точка Банк с отрывом 4,3 балла на Android и 8,7 балла на iPhone. На фоне ближайших конкурентов приложение заметно отличается возможностями управления эквайрингом и зарплатным проектом, а также наличием интерфейса для работы с документами валютного контроля.
Для ИП однозначного лидера среди лучших мобильных банков выделить сложнее: в большинстве мобильных банков, которые приняли участие в исследовании, реализован базовый функционал — возможность работать с выпиской и отправлять платежи. В борьбе за клиентов-ИП на первый план выходит качество и глубина реализации этих функций.
Набор функций, доступных клиенту в мобильных банках Бинбанка, ВТБ и УБРиР (11-13 места), значительно меньше. В приложениях этих банков платежный функционал очень ограничен. по большому счету, возможности клиента по управлению банковскими продуктами ограничены просмотром остатка по счету и получением выписки.
Тренды мобильного банкинга для малого бизнеса
- Приложения для iPhone и смартфонов Android будут развиваться параллельно. Если ранее мобильные банки для iPhone были функциональнее и обновлялись чаще, теперь приложения для разных платформ практически идентичны.
- Все больше функций интернет-банка будет переходить в mobile. Развивая приложения для малого бизнеса, лидеры рынка преимущественно делают ставку на расширение функциональных возможностей. Например, если в прошлом году ни в одном мобильном банке для малого бизнеса не было возможности работать с документами валютного контроля, создавать реестры выплат и переводы в рамках зарплатного проекта, сейчас такие функции появляются у лидеров и скоро станут must have банковского приложения для малого бизнеса.
- Мобильные банки для малого бизнеса будут развиваться по пути приложений для частных клиентов в плане повышения удобства — активно внедрять биометрию, виждеты и развивать интеграции (например, с Госуслугами для упрощения идентификации, с онлайн-бухгалтериями).
- Банки будут учиться помогать предпринимателям работать с документами, объединяя их в единую экосистему. Большинство банков уже внедряют инструменты, которые упрощают жизнь бизнесмену — например, при создании счета на оплату в мобильном банке клиент может выбрать плательщика из справочника контрагентов. Более редкая функция — помощь в создании актов выполненных работ (пока реализована только в мобильном банке Сбербанка). Последний шаг — создание типовых договоров оказания услуг: такой функции нет пока ни в одном приложении.
Методика исследования
Business Mobile Banking Rank 2017 — третья волна ежегодного исследования эффективности мобильных банковских приложений для малого бизнеса. Более эффективным в исследовании считается мобильный банк, в котором предприниматель может наиболее полно управлять расчетными счетами и иными банковскими продуктами, и в интерфейсе которого эти функции реализованы наиболее удобно и понятно.
Веса критериев рассчитывались исходя из степени важности каждой задачи для ИП и руководителя компании, в связи с чем оценки эффективности мобильных приложений одного и того же банка для разных клиентов отличаются.
Считалось, что ИП активно использует встроенную бухгалтерию, интересуется состоянием и возможной сменой тарифа, ищет офисы и банкоматы на карте и не нуждается в таких функциях мобильного банка, как управление зарплатным проектом и эквайрингом. Руководителю небольшой компании нужны более тяжеловесные и сложные функции — зарплатный проект, аналитика по финансовым потокам, управление корпоративными картами и заказ новых продуктов.
Участники исследования
- Топ-3 рейтингов Mobile Banking Rank 2016 для iPhone и Android.
- Банки занимающие высокие позиции по количеству тематических запросов в Яндексе и по сумме кредитов и депозитов ИП, у которых есть мобильный банк.
- 2 банка участвуют по собственной инициативе.
Как собирались данные
1 этап — открытие рублевых счетов ИП во всех исследуемых банках (в Москве). Зачисление средств, проведение операций с целью Формирования среды, приближенной к реальной (входящие и исходящие платежи контрагентам, остатки на счетах).
2 этап — кабинетное обследование интерфейсов апо чек-листу из 230 критериев. Обследование включает в себя моделирование пользовательских сценариев, получение данных от сотрудников банков и проверку собранных данных.
3 этап — серия юзабилити-тестов с участием 53 респондентов (только ИП без сотрудников, Москва и Московская область). Каждый респондент выполнял серию типовых задач, каждый мобильный банк для iPhone и Android принял участие в 5 тестах.