Минфин и Банк России планируют сократить объемы продаж иностранной валюты и золота в ноябре–декабре 2025 года. Согласно официальному заявлению, опубликованному Минфином, с 10 ноября по 4 декабря продажа валюты и золота будет осуществляться на общую сумму 2,7 млрд рублей, что намного меньше предыдущих показателей. Что это означает, рассказал кандидат экономических наук и доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Мелитопольского государственного университета Кевин Грас специально для Bankiros.ru.
Спикер перечислил следующие причины сокращения объема продаж иностранной валюты и золота:
Бюджетная политика
Ключевой причиной, лежащей на поверхности, является исполнение федерального бюджета:по итогам 2023 и, ожидаемо, 2024 года, бюджет, вероятно, демонстрирует профицит, превышающий первоначальные прогнозы:
«Это связано с устойчиво высокими ценами на ключевые товары российского экспорта, прежде всего, нефть и газ, а также с эффективной работой финансовых властей по перенастройке логистических и расчетных цепочек», – пояснил эксперт.
Снижение потребности в стерилизации ликвидности: правила бюджетного механизма предполагают, что дополнительные нефтегазовые доходы бюджета (сверх прогнозируемых) направляются в ФНБ (фонд национального благосостояния) и продаются на внутреннем рынке через Минфин для стерилизации излишней рублевой массы.
Однако, если объем этих сверхдоходов оказывается чрезмерным, их полная стерилизация может привести к нежелательному укреплению рубля.
«Слишком сильный рубль негативно сказывается на доходности несырьевого экспорта и создает риски для конкурентоспособности отечественной промышленности», – пояснил Грас.
Таким образом, сокращение объемов продажи валюты – это инструмент тонкой настройки, позволяющий не допустить избыточного давления на курс национальной валюты.
Денежно-кредитная политика
Как заверил Грас, Банк России, в свою очередь, действует в рамках своего мандата по обеспечению ценовой стабильности:
- сезонный фактор и инфляционные риски: конец года традиционно характеризуется всплеском потребительского спроса, что само по себе создает проинфляционное давление.
Одновременно с этим в декабре наблюдается пик налоговых платежей, когда компании в массовом порядке выводят рубли для расчетов с бюджетом, что приводит к структурному сжатию ликвидности в банковском секторе.
Если бы Минфин в этот же период активно продавал валюту (инжектируя тем самым дополнительные рубли), он бы частично компенсировал этот дефицит, сообщил спикер:
«Однако ЦБ, борясь с инфляцией, которая остается выше целевого ориентира, может быть заинтересован в сохранении умеренно жестких условий по ликвидности».
Сокращение валютных продаж Минфина согласуется с этой hawkish-позицией регулятора, не позволяя избыточной рублевой массе подстегнуть инфляционные ожидания.
- координация между Правительством и ЦБ: это наглядный пример слаженной работы Минфина и Центробанка.
«Вместо того, чтобы Минфин накачивал экономику рублями, а ЦБ потом был вынужден абсорбировать их через операции на открытом рынке или сохранять завышенные ставки, оба института действуют на опережение», – пояснил Грас.
Это повышает предсказуемость экономической среды и снижает волатильность на финансовых рынках.
Изменения на валютном рынке и золотовалютных резервах
Грас также выделил несколько факторов изменений:
- новые правила игры: с момента введения обязательной продажи валютной выручки для ряда экспортеров, внутренний рынок получил стабильный предсказуемый источник предложения иностранной валюты;
Это снизило критическую зависимость рынка от операций Минфина в рамках бюджетного правила, пояснил эксперт.
«Сокращение продаж может быть ответом на то, что рынок и так достаточно насыщен валютой благодаря действию этого механизма», – заявил Грас.
- Стратегия накопления и диверсификации ЗВР: геополитическая неопределенность и санкционное давление диктуют необходимость поддержания на высоком уровне объема международных резервов.
В условиях, когда пополнение резервов некоторыми активами затруднено (например, замороженными активами в юрисдикциях недружественных стран), сохранение существующих объемов золота и валюты «в котле» государства становится приоритетом, заявил Грас.
Сокращение продаж, по сути, означает меньшее изъятие активов из ЗВР, что укрепляет финансовый «щит» страны.
Внешнеэкономические и геополитические факторы
По словам Граса, конец года – период, когда могут активизироваться спекулятивные атаки на национальную валюту, обостряться волатильность на глобальных сырьевых рынках.
Сохранение значительного объема валюты и золота «в рукаве» у финансовых властей дает им мощный инструмент для сглаживания потенциальных шоков:
«В случае возникновения негативного сценария и всплеска спроса на иностранную валюту, у регулятора будет существенный запас прочности для проведения стабилизирующих интервенций, если в этом возникнет необходимость».
Ожидается ли кризис?
Как заверил Грас, гипотетическое решение о сокращении продажи валюты и золота до начала декабря не является признаком кризиса или реакции на некий форс-мажор:
«Напротив, это признак зрелости и скоординированности макроэкономической политики российских властей».
Оно продиктовано комплексом взаимосвязанных факторов:
- достижением целей по наполнению бюджета;
- необходимостью поддержания сбалансированной ликвидности в условиях высокой инфляции;
- адаптацией к новой структуре валютного рынка и стратегии накопления резервов для hedging against рисков в нестабильной глобальной обстановке.
Данная мера работает на среднесрочную стабильность финансовой системы, позволяя гибко управлять курсообразованием и сдерживать инфляционные процессы, не прибегая к более резким и шоковым для экономики инструментам, подытожил Грас.
слишком сильный рубль сказывается на доходности несырьевого экспорта;
в декабре наблюдается пик налоговых платежей, в этот период компании массово выводят рубли для расчета;
сокращение продаж означает меньше изъятий из ЗВР;
чтобы увеличить свою прибыль можно открыть вклад на нашем сайте;
полезные обновления публикуются в нашем телеграм-канале и мессенджере МАХ.
Курс доллара (USD)
Отзыв о сайте