В кредитной заявке «Кредит Европа банка» обнаружен пункт, который обманным способом расширяет взыскательные полномочия банка при возникновении клиентской просрочки. Об этом стало известно газете «Коммерсантъ». Подпись клиента преобразовывает это условие заявки в оферту, которая автоматически подтверждает согласие заемщика на указанные действия со стороны банка.
При пропуске клиентом платежа по кредиту данный пункт закрепляет за кредитной организацией право звонить клиенту в четыре раза чаще, чем это предусмотрено законодательством. Так, 230-ФЗ допускает 8 звонков со стороны взыскателя в течение месяца, а оферта «Кредит Европа банка» расширяет этот лимит до 30 звонков.
Стоит отметить, что подпись под этим пунктом является обязательным условием. В случае отказа от него, заявка на потребкредит не будет рассмотрена.
Читайте также: Россиян вынудят раскрыть источники доходов под угрозой блокировки карт и вкладов
ЦБ подтвердил наличие подобных пунктов в соглашениях «ряда других кредиторов». Однако регулятор пояснил, что не фиксировал жалоб клиентов на такие условия банков.
При этом в Федеральной службе судебных приставов считают, что заключение «соглашения о частоте взаимодействия до наступления факта просрочки исполнения обязательства» противоречит требованиям 230-ФЗ. В Верховном суде также назвали подобные действия кредитных организаций незаконными.
«Частному лицу, которое еще не является клиентом банка, фактически создается презумпция виновности. Его уже рассматривают как недобросовестного заемщика, что недопустимо», – заключила гендиректор «Юридического бюро №1» Юлия Комбарова.
Ранее «Коммерсантъ» выяснил, что некоторые российские банки отказывают клиентам в выдаче карт и вкладов, если те отказываются предоставить свои биометрические данные. В кредитных организациях утверждают, что собирают биометрию исключительно для защиты клиентов от мошенников.