Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций», специально для Bankiros.ru:
Сколько будут стоить доллар и евро в декабре?
На наш взгляд, доллар и евро до конца года останутся в диапазоне, сформированном в начале ноября – это 75,5–78,8 у пары USD/RUB и 89,6–92,5 у пары EUR/RUB. В ближайшие несколько недель мы можем увидеть попытки пробоя нижних границ этих коридоров, однако к концу декабря котировки уже могут проверять на прочность его верхние границы, так как исторически по статистике декабрь является самым неудачным месяцем для российской валюты.
Во-первых, на декабрь приходится пик платежей по внешнему долгу российских компаний и банков. Во-вторых, многие инвесторы и компании предпочитают уходить на длинные новогодние праздники в иностранной валюте, опасаясь реализации каких-либо рисков в этот период. Также в праздники увеличивается спрос на импортные товары, что негативно скажется на платежном балансе России со стороны валютного спроса.
Есть ли у рубля шанс на укрепление к Новому году?
Если Трамп все же прекратит опротестовывать итоги выборов и признает свое поражение, это может выступить драйвером роста мировых рынков, оказав поддержку рублю. Если вместе с этим в США возобновятся межпартийные переговоры по новому пакету фискальных стимулов, и, тем более, в случае его принятия до конца года, рисковые активы и нефтяные цены могут показать хороший рост, что вызовет существенное укрепление рубля. В этом случае пара USD/RUB способна опуститься в район 73–74 рублей.
Какие риски грозят рублю со стороны углеводородного рынка и новой администрации США?
Байден является сторонником возобновления ядерной сделки с Ираном, что вернет иранскую нефть на мировой рынок, который и без того находится под угрозой разбалансировки из-за слабости спроса, вызванной пандемией, а также возобновления поставок нефти из Ливии. Кроме того, Байден намерен реализовать широкомасштабную программу по развитию технологий энергосбережения и альтернативной энергетики, что в долгосрочной перспективе способно вызвать более быстрое сокращение спроса на углеводороды.
В то же время российская валюта сохраняет свою переоцененность по отношению к нефти, отраженную в относительно низкой рублевой стоимости барреля Brent. Сейчас она составляет 3300 рублей, что ниже прошлогоднего диапазона 3700–4400, который более комфортен с точки зрения доходов бюджета и нефтегазовых компаний. То есть, если цена на Brent остается около текущего уровня $44, чтобы ее рублевая стоимость составляла хотя бы 3700 рублей, доллар должен находиться около уровня 84 рубля. (3700 рубля разделить на $44).
Естественно, что данная фундаментальная формула не отрабатывается на валютном рынке «в онлайне» и немедленно. Курс рубля ориентируется на более долгосрочные перспективы нефти, и если становится очевидным, что она закрепляется в каком-то диапазоне надолго, или по факту длительного нахождения нефтяных котировок на относительно низких уровнях, переоцененность рубля к нефти постепенно сокращается за счет его ослабления.
Поэтому, если котировки Brent не смогут преодолеть девятимесячный максимум $46,5 и закрепиться над ним, рубль будет постепенно снижаться даже при сохранении нефтяных цен на текущем уровне. Если же они опустятся в диапазон $35–40 по марке Brent, скорее всего, доллар попытается пробить установленный в марте четырехлетний максимум, находящийся немного ниже 82 рублей.