Больше года россияне живут в условиях коронавирусных ограничений и особых правил безопасности. Вакцинация, социальная дистанция и обязательное ношение масок стали уже чем-то обыденным. Однако далеко не для всех. В торговых точках все также ежедневно случаются конфликты между продавцом и посетителей из-за нежелания последних надеть маску. Некоторые такие случаи даже доходят до суда.
Что произошло
Недавно девятый Кассационный суд общей юрисдикции рассматривал иск гражданки, которой отказались продавать шоколадный батончик из-за отсутствия у нее маски. Продавец в продаже товара категорически отказал, поэтому несостоявшаяся покупательница обратилась в суд и потребовала возместить ей моральный ущерб – ни много ни мало 30 тысяч рублей.
Истец приводила в суде следующие аргументы:
- Согласно Гражданскому кодексу РФ, продавец не может помешать клиентам приобрести желаемый товар. Отказ обслуживать посетителя является нарушением условий публичного соглашения купли-продажи.
- Компромиссное предложение продавца купить маску на входе магазина является прямым нарушением закона о защите прав потребителей. Такие действия продавца можно расценить как навязывание дополнительных товаров и услуг своему клиенту.
- Кроме того, в действиях сотрудников женщина разглядела признаки дискриминации при заключении публичного договора. Продавец стал обслуживать другого посетителя, который имел индивидуальные средства защиты.
Компенсация морального вреда была необходима покупательнице, потому что сотрудники торговой точки своими действиями причинили ей нравственные страдания. Женщина нервничала из-за того, что сотрудник унизил ее перед остальными посетителями. Это привело к нарушению режима сна, снижению ее трудовой активности и конфликтам в семье.
Однако присяжные были сдержаны к переживаниям истца. Кассационный суд поддержал решение нижестоящих инстанций и принял сторону магазина, поскольку они были полностью законны. Продавец имеет полное право отказать в обслуживании клиентов без средств защиты.
Закон поддерживает ношение масок
Правительство внесло Covid-19 в число опасных для человека заболеваний. Некоторые субъекты ввели на своей территории режим повышенной готовности, а ношение масок в общественных местах там является обязательным.
Работники сферы обслуживания по региональным правилам не могут обслуживать клиентов без масок. Поэтому кассационный суд решил, что нарушения прав покупателя здесь не было. Торговое учреждение в своей деятельности руководствовалось рекомендациями Минпромторга, которые ведомство издало 11 мая 2020 года.
В рекомендациях в частности указано, что продавцы обязаны известить посетителей на входе о том, что они должны надеть маску и рассказать о последствиях отказа от этого. Если покупатель игнорирует продавцов, они могут вызвать полицию.
В такой ситуации гражданин может получить штраф в размере до 30 тысяч рублей, отмечается в статье 20.6.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ.
Такие споры рассматриваются в суде регулярно. Требование надеть маску правомерно, как и отказ обслуживать клиента без нее. Такой позиции придерживается и Верховный суд. Он постановил, что граждане должны следовать санитарно-эпидемиологическим правилам и использовать средства защиты, если в субъекте РФ установлены такие требования.
Мнение о том, что эффективность масок не подтверждена, а правила их ношения не подкрепляются научными исследованиями тоже не является аргументом.
Недавно Верховный суд РФ вынес решение, в котором в частности сказано, что «законодательство в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции и при разработке оспариваемых правил было учтено, что требование к использованию масок, установленное в действующих в настоящее время санитарных правилах, является одним из механизмов, обеспечивающих предотвращение передачи инфекции».
Напомним, ранее Bankiros.ru рассказывал о семи существенных выплатах от государства.