- Кто это?
- От «фермы» на складе до международной компании
- Облачный майнинг как приложение такси
- Добыча – легальна, обмен криптовалют – не везде
- Сколько можно заработать на облачном майнинге
- Халвинг смоет мелких и недобросовестных майнеров
- Падение курса рубля майнерам на руку
- На рынок хлынет оборудование прошлого поколения
- Коронавирус и падение экономики
- Нам не нужны просто деньги, мы ищем партнеров
- Хотим прикупить свою небольшую ГЭС
- Выходим на западные рынки
- Будем откусывать долю мирового рынка
Пока в мире бушует экономический кризис, коронавирус, а офисные сотрудники сходят с ума на самоизоляции, биткоин демонстрирует относительную стабильность. Впереди у самой популярной криптовалюты маячит халвинг – уполовинивание премии за добычу монеты. А значит с рынка уйдут домашний и любительский майнинг.
Первую скрипку начинают играть молодые и дерзкие компании, делающие ставку на самый технологичный вид майнинга – облачный. Любопытно, что одной из самых быстрорастущих в этом сегменте стала компания из России – Cryptouniverse. Сооснователь компании и заместитель генерального директора Никита Грибков рассказывает, как это произошло.

Справочно: облачные вычисления – технология распределенной обработки данных, когда вычислительные ресурсы доступны пользователю как интернет-сервис.
Кто это?
Никита Грибков – сооснователь Cryptouniverse, увлекся майнингом, когда это было еще не в тренде. Причисляет себя к касте майнеров – людей, которые на ты с математикой, ценят новые технологии и хотят изменить мир с помощью децентрализации.

Группа компаний Cryptouniverse занимается майнингом криптовалют и сопутствующими направлениями. Основной прицел сделан на развитие инфраструктуры. Компания строит собственные датацентры для майнинга и решений, связанных с ИИ: рендерингом и бигдатой.
Одним из ключевых направлений для компании стал облачный майнинг. Он занимает примерно 30-40% во всей группе компаний и продолжает быстро расти. Большая часть оборудования расположена в северо-западных регионах России, где находится и основная команда, в том числе менеджмент.
От «фермы» на складе до международной компании
– Все началось с того, что на сухом складе одного из ресторанов собрали своими руками из простых видеокарт несколько ферм. Нам понравилось и вскоре весь сухой склад «жужжал» от количества построенных ферм. В итоге ресторанный бизнес быстро сменился на отдельное четырехэтажное здание, заполненное современным оборудованием для майнинга. И следующим логичным шагом в развитии стало предоставление этого оборудования в аренду – так у нас родился облачный майнинг.

Облачный майнинг как приложение такси
– Облачным майнингом мы начали заниматься в 2018 году. И мы стали единственной в стране компанией с реальными мощностями такого масштаба. По категории задействованных мощностей облачного майнинга мы входим в топ-3 самых крупных компаний в мире.
На волне 16-17 года, когда проводились сотни ICO сомнительного качества, у многих людей сформировалось мнение, что облачный майнинг – это не сдача реального оборудования в аренду, а простой сайт с некими виртуальными обещаниями и обязательствами. На самом деле это не так.
Если говорить простым языком, облачный майнинг – это сдача майнера (оборудование, которое добывает криптовалюту) в аренду на более выгодных условиях, чем домашний майнинг.
Его можно сравнить с Яндекс.Такси. Как правило водитель берет машину в аренду на определенное время за фиксированную сумму. Условно говоря, он 2000 рублей заплатил за сутки и все что накатал сверх этой суммы – его заработок.
В облачном майнинге примерно та же история. Мы даем человеку условный автомобиль в виде майнера. И он может делать с ним что угодно в зависимости от модели: майнить, рендерить 3D-модельки или смотреть в свободное время порно. Его заработок будет состоять из суммы намайненных биткоинов за вычетом суммы аренды. Это так называемая share-экономика, когда люди арендуют товар или услугу, а не приобретают его в собственность.

Добыча – легальна, обмен криптовалют – не везде
– В целом с облачным майнингом, как и с обычным майнингом все законно. Оборудование сертифицируется как серверная техника. Другой вопрос – обмен криптовалют и их вывод в кэш. Здесь уже появляются спорные моменты, сильно зависящие от законодательства страны, где ты проводишь операции с криптовалютами. Например, в Эстонии (одна из самых популярных стран) все процессы легализованы. Достаточно получить у государства лицензию на обменные операции с криптовалютами. Также обмен криптовалюты на фиатные деньги разрешен и в Австралии, Беларуси, Германии, Новой Зеландии, США, Японии и др странах.

Есть много юрисдикций, которые позволяют безопасно, понятно и законно заниматься криптовалютами. Для нашей компании конечно лучше, когда в стране есть соответствующая законодательная база, в рамках которой можно спокойно работать. Лучше мы будем платить какой-то налог или сумму за лицензию, но все будет четко прописано и определено в законах. Потому что неопределенность – самый страшный враг для любого бизнеса.

Резюмируя – заниматься майнингом законодательно не запрещено в России, но проводить криптовалютные операции лучше в соответствующих юрисдикциях.
Сколько можно заработать на облачном майнинге
– Майнинг – это одна большая математика и ты всегда знаешь сколько в сутки ты сегодня можешь примерно заработать. Ты всегда можешь зайти на сайт и посчитать сумму награды за свои мощности. Умножив дневную выручку на число дней, сразу становится ясно, сколько ты заработаешь за месяц или год.

Это конечно приблизительный расчет, так как мы не учитываем валютные риски или риски изменения сложности сети. Но в облачном майнинге ты как минимум застрахован от рисков поломки оборудования – эта часть обеспечивается компанией. В случае поломки – мы сразу же предоставим аналогичное по мощности устройство.
Халвинг смоет мелких и недобросовестных майнеров
– Для серьезных майнеров это положительное событие, так как каждый халвинг – это сигнал о новом этапе развития рынка. Я ожидаю, что рынок очистится от разного рода мошенников, сомнительных технологий и мелких игроков, не соблюдающих свои обязательства перед клиентами и партнерами.

Производители майнеров еще за год-два до события отреагировали на халвинг – изобретаются все новые и более совершенные майнеры. Совершенствуются технологически и железо, и софт. Для нашей компании это был огромный плюс, так мы постоянно оптимизируем процесс майнинга, ищем новые технологии и способы более эффективной добычи криптовалют, снижаем энергопотребление.
Я не думаю, что мелкие майнеры совсем исчезнут с рынка после халвинга. Нет, они просто перейдут в более крупные компании – придут к провайдерам с самыми лучшими условиями. На мой взгляд, таких игроков осталось не более 25-30% от всех майнеров. Т.е. дома майнить уже невыгодно вовсе.
Падение курса рубля майнерам на руку
– Скачки курса рубля майнеров не сильно касаются. Что касается волатильности самого биткоина, то в этом году он на удивление довольно стабилен и серьезных взлетов/падений пока не наблюдается. Особенно заметно это на фоне цены нефти, которая рухнула в разы за то же время. Настороженное отношение к биткоину понятно – это отголоски прошлого, когда его штормило в 17-18 м годах. Сейчас все по-другому, рынок явно стал более зрелым и таких качелей мы уже не увидим.

Для наших клиентов из Европы или Северной Америки падение рубля даже играет на руку. Потому что существенная часть в себестоимости майнинга – это цена электроэнергии. И дешевый рубль – это одно из наших конкурентных преимуществ.
Чтобы не быть голословным, приведу пример. Один киловатт-час электроэнергии в США или Канаде стоит от 5 центов и выше, в России со слабым рублем этот киловатт-час стоит в разы ниже. Поэтому для нас валютный кризис – это возможность привлечь новых клиентов из-за рубежа, чем сейчас активно и занимаемся.
Когда курс биткоина снижается, как правило часть майнеров отключается – им становится невыгодно майнить. Чем больше майнеров отключается, тем быстрее падает сложность сети и тем больше люди зарабатывают в биткоинах. Когда курс растет, то происходит обратный процесс. В итоге получаем саморегулируемую систему.
На рынок хлынет оборудование прошлого поколения
– Сейчас на рынке самая популярная модель – Антмайнер S9, которого смело можно назвать старичком. На нем работает примерно 60-70% всех майнеров. Сейчас его заменяют на более современные модели, в десятки раз мощнее. Когда произойдет халвинг, этот майнер станет никому не нужным в силу своей малой производительности. И на рынок выплеснется десятки тысяч этих моделей по самым бросовым ценам. Мы наблюдали такую ситуацию в прошлом году во время халвинга лайткоина.

Коронавирус и падение экономики
– Мы видим, что в момент текущего экономического кризиса инвесткомпании проявляют все больший интерес к бизнесам, которые показывают рост даже в условиях пандемии.
Почему сейчас облачный майнинг привлекателен для инвесторов? Во-первых, это такой же простой для понимания бизнес, как и условный шэринг авто или девелоперский бизнес. Здесь также считаются финансовые показатели, пишутся бизнес-планы и стратегии роста.
Во-вторых, широкая вариативность. Сегодня ты можешь строить инфраструктуру для майнинга биткоина и зарабатывать на продаже крипты, а завтра – заниматься только сдачей дата-центров в аренду и никак не связывать себя с криптовалютами.
В-третьих, при майнинге криптовалют работает совсем другое налогообложение с целым рядом своих выгод.
Карантинный кризис нас не затрагивает, так как в России мы относимся к предприятиям непрерывного цикла: майнеры продолжают работать, большинство процессов практически полностью автоматизировано, а небольшое число сотрудников, занимающихся обслуживанием оборудования, выполняют свою работу.

Нам не нужны просто деньги, мы ищем партнеров
– Мы уже прошли ту стадию, когда нам просто нужны были деньги для роста. Сейчас мы ищем не просто инвесторов, а партнеров, порядочных бизнесменов, которым было бы интересно инвестировать в майнинг. Самый минимум, который рассматриваем – предложения от $1 млн.
У нас разработан стратегический план по масштабированию бизнеса и завершению инфраструктурной цепочки. Мы планируем инвестировать в генерирующие мощности и сбытовые энергетические компании.
Что касается финансовых показателей, то за отчетный год выручка компании достигла 800 млн рублей. Более подробную информацию мы можем раскрыть уже при личном общении с инвесторами, а также предоставить финансовый план.
Хотим прикупить свою небольшую ГЭС
– Мы находимся в активном поиске генерирующих мощностей для инвестиций. В частности, сейчас заканчиваем строительство площадки в европейской части России свыше 60 МВт.

Проект находится на финальной стадии: до конца года рассчитываем завершить установку всех майнеров. После окончания этого проекта, понимаем, что пришло время задуматься о покупке своей небольшой ГЭС.

Выходим на западные рынки
У нас есть прописанная на 3 года вперед стратегия по масштабированию бизнеса. Один из ключевых шагов – рост за счет привлечения клиентов с рынков Европы и Северной Америки.
Это становится особенно привлекательным на фоне дешевой электроэнергии в России и большого объема свободных генерирующих мощностей. С 2015 года у нас в стране наблюдается серьезный профицит производства электроэнергии. За 2018-2019 годы он достиг 15-20 млрд кВтч. Это значит, что у нас сохраняется мощный энергетический потенциал для роста облачного майнинга. И его нужно использовать.
Будем откусывать долю мирового рынка
– В ближайших планах – нарастить мощности в несколько раз и сделать майнинг более доступным для людей. Чтобы он стал таким же простым, как приложение такси, где ты просто открыл смартфон, нажал на кнопку и все заработало.
Также планируем создать собственные генерирующие мощности, которые полностью закроют потребности в электроэнергии. А дальше будем откусывать все большую долю рынка, мы еще молодые и голодные.

Отзыв о сайте