Игорь Кучма, финансовый аналитик TradingView, Inc., специально для Bankiros.ru:
Одним из главных событий прошедшей недели без сомнений можно назвать заседание Центрального Банка России. Как и ожидалось, на фоне растущих инфляционных рисков регулятор в пятый раз подряд объявил о повышении ключевой ставки, допуская возможность дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики, если того потребует ситуация. Чтобы быть точнее, председатель главного регулирующего органа страны, Эльвира Набиуллина, заявила, что для возвращения к таргету по инфляции 4% может понадобиться еще несколько повышений ключевой ставки.
На этом фоне возникает очевидный вопрос – как отреагирует экономика? Во-первых, хотелось бы заметить, что, несмотря на то, что рост потребительских цен в России вызван факторами извне, ЦБ борется не с международной инфляцией, а с нашей, российской. Отсюда и отсутствие каких-то существенных изменений в поведении цен. Помочь мог бы Минфин – если бы изменил подход к закупке валюты на внутреннем рынке, однако на сегодняшний день этого не произошло.
Во-вторых, помимо того, что действия ЦБ не приносят желаемых результатов, в каком-то смысле они контрпродуктивны для российской экономики. Дело в том, что слишком быстрое ужесточение может привести к снижению финансовой устойчивости для бизнеса и граждан, затормозить рост потребления и инвестиций. Неудивительно, что Минэкономразвития понизил прогноз роста на 2022 год до 3,0% с 3,2%.
С другой стороны, не стоит забывать, что пандемия никуда не делась, а зима, как говорится, приближается. Согласно мнению некоторых ученых, вероятность заражения коронавирусом нового типа при сильных морозах выше по сравнению с плюсовой температурой. Также, ожидается, что сезон простуды и гриппа в этом году будет менее предсказуемым и потенциально более опасным, чем в последние несколько лет. Если же худшие опасения сбудутся, то мировая экономика получит новый удар и Россия, к сожалению, не станет исключением.
Тем не менее, если цены на нефть и газ продолжат оставаться стабильно высокими, ФРС вновь отложит начало сокращения программы количественного смягчения, а геополитическая обстановка будет оставаться более или менее стабильной, то рубль может получить дополнительную поддержку для роста.