До конца 2018 года в России завершится реформа банковского надзора: от территориальных учреждений Банка России функции надзора за кредитными организациями перейдут к центральному аппарату регулятора. Большинство регионов страны уже работают по новым правилам. Первыми стали Центральный и Дальневосточный федеральные округа. Последних изменения коснутся Поволжья и Сибири. Чем вызваны нововведения и каких результатов предстоит достичь, 16 июля в Нижнем Новгороде на совещании с представителями кредитных организаций рассказала заместитель Председателя Банка России Ольга Полякова.
Реформирование началось в 2016 году. До этого времени надзорная деятельность носила распределенный характер: подразделения банковского надзора существовали в территориальных учреждениях и в центральном аппарате Банка России. Сегодня, когда многие задачи требуют оперативного реагирования и решений, такая организационная модель неэффективна. Предоставление кредитным организациям возможности напрямую взаимодействовать с надзорным подразделением в центральном аппарате Банка России призвано существенно упростить их коммуникацию с регулятором, позволить быстрее решать возникающие вопросы, получать необходимые разъяснения для дальнейшей работы.
Предпосылки к изменению в банковском надзоре складывались не один год. Встал вопрос об изменениях в организации банковского надзора, в первую очередь, направленного на проактивный взгляд и на более оперативное реагирование на негативные тенденции в деятельности кредитных организаций - отметила Ольга Полякова.
В связи с этим был создан единый центр принятия решений в отношении российских банков, не являющихся системно значимыми - Служба текущего банковского надзора, основной целью которой является унифицированный подход в банковском надзоре, применение единых стандартов, напомнила заместитель Председателя Банка России.
Переход к новой системе надзора – это вопрос качественных изменений, - отметила начальник Волго-Вятского ГУ Банка России Лариса Павлова. – Единые подходы в аналитической работе дают возможность эффективнее строить прогнозы по развитию ситуации относительно каждой кредитной организации, быстрее выявлять риски финансовой устойчивости, исходя из принятой бизнес-модели.
Дополнительно:
Волго-Вятскому ГУ Банка России (ВВГУ) подведомственны 11 регионов: Нижегородская, Кировская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области; республики: Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
На этих территориях действует 10% банков от общего количества в стране. В основном они сосредоточены в Нижегородской, Самарской, Саратовской областях и в Татарстане. Большая часть банков имеют универсальную бизнес-модель. Незначительная доля приходится на розничные банки, специализирующиеся на кредитовании граждан. Около 60% банков в регионах, поднадзорных ВВГУ, выразили намерение продолжить работу с универсальной лицензией. На их долю приходится 70% активов банков в этих регионах и 86,8% вкладов. Остальные банки выбрали базовую лицензию.
За пять лет суммарный портфель банковских кредитов граждан во всех подведомственных регионах вырос на 26% (с 1,2 трлн руб. на 01.01.2014 г. до 1,5 трлн руб. на 01.01.2018 г.), суммарный портфель банковских кредитов организаций, предприятий, индивидуальных предпринимателей увеличился на 18% (с 2 трлн руб. на 01.01.2014 г. до 2,4 трлн руб. на 01.01.2018 г.). Увеличение произошло во многом за счет снижения ставок: для физических лиц средневзвешенная ставка по рублевым кредитам уменьшилась с 16,40% (на 01.01.2014 г.) до 12,53% (на 01.01.2018 г.); для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – с 10,62% (на 01.01.2014 г.) до 9,15% (на 01.01.2018 г.) (данные в целом по ВВГУ). Суммарный объем средств во вкладах граждан по ВВГУ вырос на 53% (с 1,6 трлн руб. на 01.01.2014 г. до 2,5 трлн руб. на 01.01.2018 г.). Депозиты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей суммарно поднялись на 67% (с 712 млрд руб. на 01.01.2014 г. до 1,2 трлн руб. 01.01.2018 г.).
Количество выданных банковских карт по ВВГУ выросло на 20% (с 26,8 млн ед. на 01.04.2014 г. до 33,5 млн ед. на 01.04.2018 г.).