В сентябре прошлого года Нина Александровна из Барнаула взяла кредит в Сбербанке. Пожилая женщина исправно выплачивала задолженность из пенсии. Но из-за проблем со здоровьем расходы на лекарства стали «съедать» большую часть денег. Вдобавок Нине пришлось взять несколько займов, чтобы рассчитаться за лечение.
Спустя время пенсионерка поняла, что полностью выбилась из графика платежей и «единственным выходом из ситуации видела исполнительное производство». Однако в Сбербанке посчитали, что женщину нужно просто «правильно» мотивировать.
В конце октября специалист отдела досудебного взыскания задолженности Сбербанка пришел к пенсионерке домой. Он представился Михаилом Токаревым и попросил его впустить. Женщина сразу предупредила, что платить не в состоянии, и предложила решить вопрос оплаты долга в суде. Тогда взыскатель стал кричать на пенсионерку и угрожать описью имущества с приставами.
«Сотрудник не унимался, продолжал на меня кричать и требовал, чтобы я занимала деньги у родственников и знакомых. Он вел себя по-хамски, всячески пытался вывести меня из психологического равновесия. А фразы вроде «ты мне всё заплатишь, я тебе обещаю» я расцениваю как прямое вымогательство. Я пожилой человек, мне трудно ходить и долго стоять, поэтому я попросила его удалиться», – рассказывала Нина Александровна в своем отзыве на Banki.ru.
Это не единственный пример подобных методов работы от взыскателей и коллекторов Сбербанка. Если судить по другим отзывам, специалисты отдела взыскания регулярно угрожают должникам. К примеру, долг Федора из Стерлитамака в начале года передали «Национальной службе взыскания». Причем самого заемщика банк не предупредил о передаче долга, поэтому звонок коллектора стал для Федора сюрпризом.
«В ходе разговора сотрудник представился и стал рекомендовать “взять в долг у родственников” для незамедлительной оплаты суммы долга по карте. На мой вопрос “К чему такая срочность?” произнес: “А вы никогда скорую не вызывали себе или родственникам? А вот если когда-нибудь будете вызывать вспомните, что такое срочность”», – написал Федор в отзыве на Banki.ru.
По словам заемщика, далее коллектор грозился устроить налоговую проверку должника и его родственников, а затем потребовал поскорее найти деньги на оплату задолженности.
Действия банковских сотрудников пока никак не регулируются законодательством. В Федеральной службе судебных приставов (ФССП) утверждают, что они контролируют нарушения закона о взыскании долгов как со стороны коллекторов, так и банков. Но еще в июле Верховный суд пояснил, что банки не относятся к субъектам этого закона, и ФССП не вправе применять к ним санкции.
Читайте также: В Сбербанке рассказали, сколько будет стоить доллар в 2020 году
Впрочем, в конце сентября приставы совместно с Минюстом заявили о разработке новых правил взыскания долгов. Обновленный акт называется «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Если он будет принят, в реестр взыскателей станут включат любые организации, занимающиеся взысканием долгов по договорам займов. Это означает, что к коллекторским агентствам приравняют банки, МФО и даже ломбарды вместе с операторами связи и управляющими компаниями ЖКХ. Тогда сотрудникам банком придется соблюдать правила взыскания.
Действующий закон о коллекторах №230 запрещать взыскателям применять шантаж и угрозы, а также звонить должнику чаще одного раза в сутки и посещать его не более раза в неделю.
Если коллектор или сотрудник банка угрожает вам, сделайте запись разговора и распечатку телефонных звонков на ваш номер. Затем составьте жалобу в ФССП, где укажите ФИО, контакты и суть обращения. К заявлению приложите все собранные вами доказательства.
Если неправомерность действий взыскателей будет доказана, агентству придется выплатить штраф и компенсацию должнику за причиненный вред.